воскресенье, 10 января 2010 г.

Финал

Обратная дорога от Иматры (Светогорска) до МСК выдалась вполне удачной.
На границе было 4 машины, управились за 20 минут.
Мы ожидали худшего - массового возвращения людей по домам.
Однако, на трассе было достаточно свободно, чтобы в комфортном режиме доехать до дома. Итого дорога назад от границы заняла всего на 45 минут больше чем при движении по совершенно пустой дороге 1го января (5:45 - 16:30, 10 часов 45 минут против 10ти часов туда)

В общем и целом все очень понравилось, обязательно вернемся, только время подберем немного другое (февраль-март)
Больше солнца, слабее морозы, заметно ниже цены и такая же красота вокруг

Пробег: 923 км Imatra - Moscow

суббота, 9 января 2010 г.

Дорога домой

Мы выехали из Пюха в 10 утра, как и было намеченно. Было -26, на ближайшем склоне проводили детские соревнования по слалому. Мы подъехали к отелю Пюхатунтури, расположенному на склоне, чтобы на прощание взглянуть на уже полюбившуюся панораму. Видели тренировку юных спортсменов, у некоторых была надпись "Russia" на комбинезонах.
Дорога оказалась довольно свободной, среди попутчиков было много машин из Питера. Довольно долго ехали навстречу солнцу, по которому очень соскучились. К 19.30 мы приехали в Иматру, где накануне забронировали номер в отеле. По данным интернета, сейчас очередь на границе около 2 часов. Мы отдохнем и ранним утром поедем к границе.

Пробег: 835 км Pyha - Imatra

пятница, 8 января 2010 г.

Сегодня был наш последний день в Пюха и мы были полны надежд: Марина планировала взять урок у инструктора по горным лыжам, у Оли, Светы и Димы были заготовлены лыжи, сноуборды и скипассы. Но погода спутала все наши планы. Ещё утром мы почувствовали неладное, так как на нашей горе, обычно освещенной с раннего утра, горел один единственный фонарь. Около 10 часов мы подошли в пункт проката оборудования и увидели объявление, что подъёмники не могут быть включены из-за особо сильного мороза - на термометре было -30. Такая же температура была и вчера вечером, но к тому времени подъёмники уже работали весь день. Оказалось, что именно в момент запуска должно
быть не ниже -25, а вчера утром было теплее, чем сегодня. Прогноз нам дали неутешительный: сегодня в течение дня вряд ли что-то изменится. Было очень обидно, так как пропадали оплаченные проездные и прокат. После длительных переговоров, деньги за прокат нам всё-таки вернули (мы настаивали на том, что нас не предупреждали о том, что возможно отключение подъёмников из-за мороза).
Чтобы хоть как-то компенсировать упущенное катание, мы отправились на пешую прогулку к вершине холма Лампиваара. Марина и Серёжу уже были здесь при посещении рудника, и всем остальным тоже хотелось посмотреть красивую панораму и природный "парк ледяных фигур" на вершине. Дорога от парковки до вершины - 2.5 км, а на улице мороз - 30, как уже упоминалось. При правильной экипировке было вполне комфортно. У Светы были валенки, которые в местном климате оказались самой подходящей обувью. Ноги можно было согреть также специальными солевыми термопакетами, которые нам продали всё в том же пункте проката. По инструкции их должно было хватать на 7 часов, но при сегодняшнем морозе они переставали греть где-то часа через полтора. На вершине свирепствовал ветер. Было снова очень красиво, но фототехника уже не выдерживала таких экстремальных условий и поэтому заснять всё не получилось. Солнце быстро заходило и мы спешили спуститься засветло. По дороге в Луосто мы прямо на обочине видели оленя, о них часто предупреждают дорожные знаки.
К вечеру началась снежная буря и, похоже, в Пюха подъёмники так и не запускали. В соседнем Луосто, куда мы заехали после посещения Лампиваара, подъёмники утром
некоторое время работали, но потом, по словам очевидцев, из-за снега кататься стало невозможно.
Теперь мы делаем последние фото на память на фоне нашего коттеджа и пакуем вещи. Завтра утром выезжаем в сторону дома. Ночевка запланирована в финской Иматре, у самой
границы, чтобы рано утром подъехать к пограничному переходу в Светогорске. Будем надеяться, что всё пойдёт по плану. До встречи!

четверг, 7 января 2010 г.

Лыжи и мороз

Сегодня погода опять была морозная. В 9 утра наш домашний термометр показывал -26, но к концу завтрака похолодало до -28. Казалось бы, в такой холод жизнь на курорте должна замереть, но не тут-то было! Все катаются и мы тоже решились, так как очень хочется. Сноубордисты Света и Дима, а также горнолыжница Оля с самого утра отправились на гору, благо до неё от нашего коттеджа всего метров 100 пешком.
Марина и Серёжа немного посомневались, но всё же решились на прогулку на беговых лыжах. Проехали около 2 км и вернулись обратно. Трасса была свежеукатанная специальной машиной, которая делает поверхность с ровными бороздками. Похоже, на морозе эти бороздки затвердели и поэтому при катании создавали большое сопротивление и каждое движение конькового хода давалось с большим трудом. По идее, при движении в поверхностном слое должен образовываться жидкий микрослой, который способствует скольжению, но при таком морозе это кажется просто нереальным. Если просто идти на лыжах по этим бороздкам, то они остаются совершенно нетронутыми - настолько они жесткие.
Поэтому даже самым верным равнинным лыжникам пришлось переквалифицироваться. Марина взяла в прокат горные лыжи и, потренировавшись чуть-чуть на детском подъёмнике, поехала на первую синюю трассу. Смотритель на подъёмнике каким-то образом догадался, что я собираюсь им воспользоваться первый раз, и вышел помочь.
Тоже самое он сделал и во время моего второго подъёма, хотя всё остальное время сидел в своём домике.
Первый спуск был самым страшным, но, увидев, что с этим справляются даже маленькие дети, я медленно стала скатываться перпендикулярно склону,
отчаянно притормаживая плугом. Через некоторое время ноги окрепли и стало получаться лучше. Но на обоих кантах пока ехать страшно - сразу
набирается большая скорость. Самое главное, что во время катания даже на таком сильном морозе никто из нас не замерз. Движение - это жизнь!
Да и все тут тоже активно катаются, невзирая ни на что.
Потом пошли на так называемую "семейную трассу" - она не очень сложная и довольно короткая, получается теплее, так как меньше время, проводимое на подъёмнике.
Внизу есть специальный навес с очагом, где могут погреться лыжники и те, кто за ними наблюдает.
В домике около ближайшего к нашему коттеджу склона тоже есть диванчики для отдыха, тут же прокат и, что мы обнаружили только сегодня, бесплатный интернет! Поэтому -
выкладываем фотографии.

среда, 6 января 2010 г.

Снежное сафари

Сегодняший день был, пожалуй, самым насыщенным. Мы воспользовались услугами специальной фирмы и отправились на снежное сафари. Сначала русский гид и его помощники нарядили нас в специальные теплые комбинезоны и валенки, выдали шлемы и даже заботливо повязали шарфики тем у кого, по их мнению, шея была недостаточно утеплена.
Затем мы по двое сели на снегоходы и проехали 42 км по специальной трассе до собачей и оленьей ферм. Поездка на снегоходе для пассажира напоминала верховую езду, так как на кочках довольно сильно подкидывало и приходилось сохранять равновесие, чтобы удержаться в седле. В целом, этот пункт программы нам понравился. Потом была остановка в кафе, где можно было отведать суп из оленины, что мы и сделали.
Следующим было катание на упряжках из ездовых собак. Нам показалось, что не все из них были чистокровными хаски, так как и окрас, и морда очень сильно отличались. Управлять санями, в которые запряжена шестерка псов, довольно легко - нужно наклоняться вслед за изгибами трассы и вовремя тормозить механическим тормозом, опускающим специальные зубчики в снег. Собаки очень дружелюбные, нам разрешили с ними пообщаться. Они с нетерпением ждали отправления каждой следующей порции катающихся и радостно бросались в карьер. У некоторых были небесно-голубые глаза. В вольерах содержали ещё много собак и щенков, некоторым из которых достались забавные имена: Волга, Шкода, Нива, Ольга, Сергей, Игорь.
Почти весь день мы провели на улице и комбинезоны, надетые прямо поверх своих курток и брюк, спасали нас от замерзания. Еще нас напоили горячим чаем.
В заключении мы посетили ферму, где разводят оленей. Молодой оленевод рассказал нам о жизни оленей и сезонных работах оленеводов. Все олени в Лапландии являются частной собственностью. Земля поделена на угодья, каждым из которых владеет группа фермеров. Например, участок, где мы были, имеет размер 50 на 70 км. Здесь живут 6500 оленей и каждый год они приносят около 4000 оленят. Число оленей строго регулируется и не может превышать определенной нормы. Всех оленей помечают специальными насечками на ушах. Рисунок насечек индивидуален у каждой фермы, так они отличают своих животных от соседских. Регулярно оленеводы объезжают свои владения, ведут учет и помечают новых животных. Говорят, что большее число оленей уничтожит весь лес. Существующее поголовие уже не может самостоятельно прокормиться зимой и их специально подкармливают. Охота строго запрещена.
Вернулись домой уже в темноте по той же трассе на снегоходах. Света, Дима и Оля успели воспользоваться последним часом работы подъёмников и покататься.
Серёжа пробежал на лыжах 9.5 км, а Марина приготовила скромный рождественский ужин - печеный картофель, жареная треска и салат из свежих овощей. Вечером было -22,
а днем -18.

вторник, 5 января 2010 г.

Сноуборды, горные лыжи и аметисты

Сегодня мы вновь видели рассвет, а это значит, что было ясно и снова похолодало до -25. Наблюдение за насыщенной спортивной жизнью на горнолыжных спусках привело к тому, что приверженцев беговых лыж с каждым днём становится всё меньше. Сегодня Света, накануне попробовавшая управлять сноубордом Димы, взяла себе в прокате сноуборд
и к вечеру уже неплохо им овладела. Оля и Серёжа встали на горные лыжи и продержались так до самого вечера :-) Все остались очень довольны. В такую холодную погоду, как сегодня, главное активно двигаться.
Марина исполнила свою мечту и вместе с Серёжей посетила рудник, где вручную добывают аметисты. Говорят, что это один из нескольких рудников в мире, где туристам разрешают самим искать минералы и забирать их ссобой. Рудник находится на вершине горы Лампиваара. Сначала нужно доехать до соседней деревни Луосто, откуда дорога поднимается вверх до небольшой парковки. Отсюда нужно подниматься до рудника 2.5 км либо пешком, либо на лыжах по освещенной трассе, а можно воспользоваться услугами специального вагончика "Аметист Пендолино", прицепленного к ратраку и раскрашенного в соответствующий аметистовый цвет. Дорога проходит по красивейшему лесу, с набором высоты становится всё больше снега и свечевидные ели оказываются облепленными снегом со всех сторон. На вершину мы прибыли к 14 часам, как раз к закату :-) Было безумно красиво! Помимо многочисленных вычурных снежных скульптур, временами напоминавших ритуальные сооружения вроде Стоунхеджа, можно было видеть соседние сопки и замерзшие озера у их подножия. Русскоговорящий гид расскзазала нам, что когда-то 2000000000 лет назад здесь были горы высотой как современные альпы - до 5000 метров, но в результате ледниковой эрозии они уменьшились до 500 метров. Поэтому минералы, формировавшиеся в глубинных слоях горных пород, теперь доступны прямо на поверхности сопок. Месторождение здесь не очень большое и промышленных разроботок не ведут, добывают небольшое количество для поделок и сувениров, а также дают возможность туристам попытать своё счастье. Зимой на небольшой крытой площадке
согревают и рыхлят грунт, а посетителям выдают маленькие металлические орудия для рыхления. Из рудника разрешено выносить только камни, которые помещаются в сжатом кулаке, более крупные - нужно отдавать экскурсоводу :-) Мы нашли довольно много маленьких сиреневых камушков разной интенсивности окраски, а также несколько кусков белого кварца с аметистовыми прожилками. Экскурсия очень понравилась.
К вечеру все хвастались своими трофеями - кто камнями, а кто первыми синяками и шишками, но все чувствовали себя очень счастливыми :-)

понедельник, 4 января 2010 г.

Санта Клаус

Сегодня мы ездили в Рованиеми, столицу Лапландии, которая находится на расстоянии около 100 км от нашей Пюхи. Известен Рованиеми прежде всего тем, что здесь проходит
граница полярного круга и здесь же проживает Санта Клаус, у которого есть своя деревня и ещё Санта-парк. Конечно, всё это - развлечения для маленьких детей, но иногда очень хочется окунуться в детство. В деревне Санты Клауса мы сразу же почувствовали себя как дома, так как на парковке были практически только машины с русскими номерами, а вокруг слышалась лишь родная речь. Необходимый минимум русского освоили даже эльфы-гардеробщики и эльфы-кассиры. И сам Санта ничуть не удивился приходу очередных русских и лишь уточнил, из Москвы мы или из Мурманска, после чего выдал список московских футбольных команд. Санта Клаус - очень крупный мужчина с огромными руками, он принимает в своём офисе бесплатно и каждый может зайти к нему, поговорить
и сфотографироваться с помощью эльфов-фотографов. Ещё в этой деревне предлагают катание на оленях, на ледяных горках, но большую её часть составляют сувенирные магазины.
Далее мы отправились в Санта-Парк, который находится в 2 км от деревни Санты. Основным достоинством Санта-Парка является то, что он расположен в большой пещере с
сетью подземных ходов и там тепло. Внутри есть всякие развлечения для детей. Нам показали небольшое шоу с элементами национальных танцев и воздушными акробатами,
покатали на маленьких вагонетках по залам с движущимися фигурками гномов и инсталляциями на тему времен года. Здесь же можно было снова сфотографироваться с другим Санта-Клаусом, отправить специальные письма, опустить записку с заветным желанием в специальный ящик и трижды ударить в магический бубне, чтобы оно исполнилось. Детям также предлагали делать поделки на тему Санта. Интереснее всего, наверное, был ледяной бар и ледяная галерея с подсвеченными фигурками наиболее важных финских персонажей.
Вернулись домой около 18 часов. Не перестаём радоваться нашему коттеджу. Он совсем не похож на то, что нам приходилось видеть раньше. Обычно дома такого типа напоминают формальные гостиничные номера и им недостаёт домашнего уюта, а здесь всё наоборот, дом наполнен приятными мелочами, создающими особую атмосферу. Здесь нет номеров домов, у каждого есть своё имя, наш называется Morhon Maja.

Сегодня было пасмурно, но без снега, -18.

Треки:
Pyha - Rovaniemi
Rovaniemi - Pyha

воскресенье, 3 января 2010 г.

День второй

Сегодня пошел снег и потеплело до -15. Это потепление действительно ощущалось и на улице было гораздо комфортнее, чем накануне. Утром мы катались на беговых лыжах, а Дима -
на сноуборде. С лыжами проблемы возникли в первый же день - мы не угадали со смазкой. Ещё в Москве мы подготовили лыжи по аналогии с тем, как мы обычно это делали -
нанесли парафин с низким содержанием фтора для температур -10 - -32. Оказалось, что здесь при температуре -28 лыжи с такой смазкой не едут совсем. Поэтому
сегодня мы смыли с лыж всю смазку и не стали их мазать совсем, так как других парафинов у нас ссобой не было, а Серёжа ради эксперимента сдал свои лыжи для
обработки профессиональным сервисменам. Позднее мы у них узнали, что в такую погоду, как сегодня и на рыхлый снег они используют смазку без фтора совсем. Честно говоря,
разницы между вновь смазанными лыжами и другими лыжами без смазки мы так и не заметили :-)

Наш домик расположен очень удобно - всего сотню метров до освещенной трассы для беговых лыж и столько же до ближайшего склона с подъёмником. Бегали на лыжах мы не очень
долго, так как всё время шёл снег и трасса была довольно тяжелая. В гараже мы обнаружили детский снегокат и пошли кататься на нём в нижней части
горнолыжного склона.
Вечером мы осваивали "шаманский домик" - так мы назвали маленькое строение у нас во дворе. Посередине расположен очаг и дымоход, а вокруг большие пни для сидения.
Над очагом был подвешен маленький чайник и мы приобрели сбор из местных трав, чтобы заварить себе чай. Хозяева оставили нам большой запас берёзовых дров,
которыми мы топим камин и для очага они нам тоже пригодились. Ещё мы попробовали грилить сёмгу, которую купили в местном магазине,
но берёзовые полена почему-то сгорали до пепла, практически не давая углей. Но кое-что мы всё-таки пожарили вместе с сардельками,
для которых здесь были специальные длинные вилки.
В сумерках наша гора смотрится особенно красиво - она светится, как рождественская ёлка или скорее как именинный пирог. Тёплый свет особенно приятен на фоне темных
силуэтов заснеженных елей.

суббота, 2 января 2010 г.

Дорога и первые впечатления.

Мы выехали из Москвы лишь на 30 минут позже, чем планировали - в 8.30. Как и ожидалось, в первый день нового года дороги были почти пустыми. Заправивашись в самом
начале Ленинградского шоссе трассой федерального значения,на Шелловской заправке мы и дальше оставались "верны бренду", посетив станции в Выползово и в Выборге перед самой границей. Ленинградское шоссе было пустым настолько, что иногда в поле зрения не было ни одной машины вообще. Однако те, чья служба и опасна, и трудна, были на своих местах, даже в первое новогоднее утро, даже в мороз -15.
Если бы не "секретное оружие", за что очобое спасибо Вадиму, мы тоже могли бы стать жертвами. Сети были расставлены очень коварно :-) Ленинградское шоссе постепенно сужается и порой эту дорогу с трудом можно назвать "трассой федерального значения", которой, казалось бы, должна быть трасса, соединяющая два крупнейших города России. Снег очищен достаточно хорошо и дорога местами посыпана песком, но расчищено только по одной полосе в каждом направлении и там, где есть третья полоса с переменным направлением, она полностью покрыта снегом. Для нас это, к счастью, не было проблемой, так как машина была устойчива на снегу, но мы стали свидетелями нескольких аварий, когда водители, выезжавшие на заснеженную полосу для обгона, не справлялись с управлением. Дорожное покрытие хуже всего было в районе Валдая, а на подъездах к Санкт-Петербургу стало практически идеальным.
Но самое главное - это сказочный зимний лес, который сопровождал нас вдоль всего пути. в 15.15 мы подъехали к Питеру, который объехали по местному КАДу до Выборгского шоссе. Дальше узкая дорога вывела нас к Выборгу и далее к приграничному Светогорску. Прогнозы в сети обещали нам очередь около 50 машин и время ожидания 1 час 40 минут. Так и получилось - мы прибыли на границу в 18.20 по Московскому времени, а в Финляндии оказались в 19.00 по-фински. Удивительным окзазлось то, что большинство машин в очереди были финскими, а вовсе не нашими земляками. Прохождение границы свелось к сдаче таможенной декларации и быстрому паспортному
контролю с двух сторон, разница заключалась лишь в том, что со стороны России этим занимались девушки в маленьких будочках на улице, чьи коллеги в валенках разруливали автомобильные потоки, а у финнов есть специальный
большой терминал, куда все заходят для оформления документов, что напоминает обстановку скорее в аэропорту.

Финские дороги встретили нас идеальным покрытием, очищенным от снега на основных дорогах и с небольшим слоем укатанного снега на более мелких дорожках, что тоже не создавало проблем. Но главное - ограничение на большинстве
этих дорог составляет 80 км/ч и лишь изредка позволяют разгоняться до 100. В темноте мы ехали в гордом одиночестве по дорожкам, петляющим среди таких же заснеженных лесов, как и на нашей стороне. Умиляли придорожные столбики, которые были ничем иным, как обычными длинными ветками, воткнутыми в сугроб, а на
верхнем краю были нанесены светоотражающие метки. Но даже в диком лесу есть мощные столбики с большими "скворечниками", где прячется радар и птички, готовые вылететь на первое же превышение скорости :-)

Логистический расчет показал, что теми темпами, которыми мы двигались в этот пятничный вечер, мы бы прибыли на место ранним утром субботы, но были бы лишены нормального сна. Более того, утром нас там никто не ждал, так как коттедж можно было занять лишь после 16 часов. Поэтому мы решили сделать остановку, навигатор нас вывел к недорогому отелю. Мы поспали до 5 утра, заправили термосы и снова тронулись в путь. По автомагистрали номер 5 мы всё больше углублялись на север, и эта дорога почти до самой Пюхи (называется Via Karelia). За бортом -17 градусов, все машины в попутном направлении - из Питера, местные пока спят. Через некоторое время во встречном направлении попадается всё больше машин с финскими номерами и лыжными багажниками - сегодня суббота, время смены в коттеджах и новогодняя смена возвращается домой.

Когда мы собирались в поездку и наводили справки о погоде и солнце в это время года, узнали, что температура в январе обычно -15 - -30 и полярная ночь, то есть солнце
едва приподнимается из-за горизонта и всего на пару часов. Это представлялось довольно безрадостным, как вечные сумерки. На самом же деле - это очень красиво, по крайней мере
то, что мы увидели сегодня, проехав более 700 км в северном направлении и оказавшись, в конечном счете, за полярным кругом.

Около 9 утра начало медленно светать. К 10 часам было уже довольно светло, глаза привыкли и было похоже на день в Москве при пасмурной погоде. Дальше началось самое интересное! Солнца не было видно совсем, но перистые облака приобрели розоватый оттенок, который со временем становился всё ярче. Пелена облаков рассеивалась,
а проявившееся небо имело нежно-бирюзовый цвет. Картина была очень динамичной, постепенно и снег на деревьях стал слегка розоветь и около 11 мы увидели
огненный шар, приподнявшийся на три четверти над линией горизонта, а уже к часу дня солнце вновь практически скрылось. В итоге получился рассвет, плавно перетекающий
в закат, причём граница между этими двумя событиями была стерта - мы всё время наблюдали красивейший розово-голубой градиент над горизонтом и
смену оттенков облаков в тех же розовых тонах. Итог - световой день около 5-ти часов.

На подъезде к цели (курорт Пюха) столбик термометра опустился до -28... Мы ещё издалека увидели нашу сопку, до этого мы проезжали курорт Рука, где вся сопка
была освещена фонарями, подсвечивающими трассы. Наш домик находится у самого подножья горы и из окна открывается вид на трассы. Вокруг много характерных финских елей - высокие, но ветки редкие и короткие, почти одинакового размера по всей длинне ствола. Рядом находится туристический центр, где можно договориться о поездке к оленям и катании на собачьих упряжках.

Дом нам очень понравился, здесь есть всё, необходимое для жизни, и даже больше! В шкафах - тёплая и лыжная одежда, всевозможные хозяйственные мелочи и даже
лыжные мази, на кухне - специи, соусы и круппы, а ещё есть книги, диски, видеокассеты, настольные игры и пазлы. На первом этаже есть сауна.

Пробеги и треки:
1085 км Moscow - Varkaus
676 км Varkaus - Pyha

четверг, 31 декабря 2009 г.

Радостные хлопоты

Приветствуем наших читателей!

По уже сложившейся традиции, в преддверии нового путешествия, мы открываем новый блог (бортовой журнал), в котором постараемся делиться своими впечатлениями от поездки, выкладывать свои фотографии, рассказывать интересные истории по мере нашего продвижения.

На этот раз мы решили отправиться в Новогоднее путешествие в Лапландию!